Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 01:11

Привет!

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательская деятельность [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 686
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Тогда учиться станет интересно
         Одной из серьезных проблем в современном образовании стала проблема снижения интереса к обучению. Уже к окончанию основной школы ученики понимают простую истину: чтобы хорошо устроиться в жизни, нужны не знания, а деньги и связи; чтобы поступить в ВУЗ, нужно глубоко знать не все предметы, а только те, которые придется сдавать на вступительных экзаменах.
    Налицо противоречие между потребностями общества в образованных, грамотных специалистах и возможностями экстенсивного пути развития образования, т.е. пути, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объема знаний, которым владеет человек. При экстенсивном пути развитие образования понималось преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения и т.д.
        Сегодня, в процессе перехода к информационному обществу, образованность начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности, что, в конечном счете, выражается в гармонии здоровья физического, интеллектуального, нравственного. 
           В нашем образовании чаще всего реализуется традиционная схема отношений между учителем и учеником – «субъект - объектная». Учитель транслирует знания, ученик их усваивает; и мало кому интересен сам ученик, его интересы, проблемы и потребности.
      Так почему же мы ждем, что ученика будут волновать наши проблемы: необходимость усвоения программного материала по всем предметам, выполнения контрольных точек? Зададим себе вопрос: ученику это нужно? И вот тут на первый план выходит проблема мотивации к обучению.
         Какие пути решения этой проблемы можно предложить в рамках одной школы? Прежде всего, как это ни банально звучит, полезно просто стараться посмотреть на процессы общения и обучения глазами конкретного школьника, попытаться понять и максимально учесть его интересы. Интересный результат дают сочинения или данные анкет (желательно анонимные) на темы: «Кем я хочу стать», «Чего я хочу от школы и от уроков истории…»  . Детям важно, когда их мнение кого-то интересует. Главное, чтобы дети не только понимали, но и постоянно чувствовали, что учителя им не враги, что с ними можно и нужно договариваться, что в значительной степени наши цели - общие, так как формируются в результате диалога, а не школьного диктата. Необходимо особо учитывать, что дети, как правило, еще не умеют цивилизованно отстаивать свои интересы и нуждаются в помощи для формирования этого важнейшего навыка. Так формируется новая схема отношений между учителем и учеником – «субъект - субъектная».
     Немалую роль в формировании новых отношений может сыграть исследовательская деятельность школьников, основной функцией которой и должно являться инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Исследовательская деятельность учащихся выступает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного. В ходе этого процесса осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. Учитель выступает как организатор исследовательской деятельности, благодаря которой у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. 
      Большая социальная значимость исследовательской деятельности школьника возникает в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает – субъективно интересна и значима для него.
      Именно поэтому очень важным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. С одной стороны, желательно, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребенка, с другой же стороны, тема должна быть интересна и учителю. В постановке проблемы исследования необходимо особое внимание уделять ее актуальности для возраста учащихся вообще и конкретного человека в частности. Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов.
    Учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит нам жизнь, совместно с учеником искать решение. В этой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает правильной истины, хотя бы потому, что она не достижима. 
     Система образования сильно страдает оттого, что большинство учителей считают себя единственно знающими правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим - ученикам, забывая, что чужая правда трудно становится своей. Поиск же совместной правды создает как раз такую ситуацию, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные.
      Овладение этими знаниями приводит к возникновению подлинных учебных мотивов, потребности в самостоятельном приобретении, пополнении и обновлении знаний, к становлению познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитания  
      В таком случае и для учителя оказывается важным то, что ему нет необходимости следовать отработанной методике своей педагогической деятельности, а нужно постоянно отвергать свои наработки, иначе начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у учителя не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся.
       Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: максимальный учет истинных, а не мнимых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным. Этот фактор особенно важен в нынешних условиях острого «дефицита» учащихся, в условиях перехода к профильному обучению. И исследовательская деятельность как таковая открывает для учителя огромные возможности как в создании стойкой мотивации к изучению предмета, так и в воспитании социально-адаптивной личности.





                          Список литературы
1. Алексеев, Н.Г., Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.Ф Фомина. // Исследовательская работа школьников.- 2002. - № 1. - С. 24–33. 
2. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 18–35. 
3. Лизинский, В. М. Приемы и формы в учебной деятельности [Текст]/ В. М. Лизинский // Завуч.- 2006.- № 6. – С. 106. 
4. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] / А.С. Обухов // Народное образование. – 1999.- №10. – С.158-161.
5. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение [Текст]: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. / А.Н. Поддьяков - М., 2000. (Электронная версия) http://www.oim.ru, (М.:Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского) (раздел «Монографии») 
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб., - 1998. – С.499-502.



   
                                                                                                  
Категория: Мои статьи | Добавил: princeps (06.08.2009)
Просмотров: 801 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024