Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 04:08

Привет!

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Исследовательская деятельность [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 686
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Детская агрессивность. Тематическая консультация
                                          Введение

            Неустойчивая социальная, экономиче¬ская, экологическая, идеологическая обстановка, сложивша¬яся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тре¬вожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс про¬является на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте. Причем проблема аг¬рессивности подростков, которая затрагивает общество в це¬лом, вызывает глубокое беспокойство педагогов, родите¬лей.  
            Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества – проблему молодежной, а особо подростковой преступности. Участились групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер, преступления против личности, влекущие за собой тяжкие телесные последствия.
               В этих условиях особо актуальна проблема агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема рассматривалась отечественными и зарубежными психологами, но еще далека от решения.
              В психологии пока нет четкого понятия «агрессия». В основном под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения — от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств (3;5).
               В подростковой жизни нередко встречаются формы на¬сильственного поведения, определяемого в терминах «за¬диристость», «драчливость», «озлобленность», «жесто¬кость».
            К агрессивности близко подходит состояние враждебно¬сти. Согласно утверждению психолога Басе враждебность — более уз¬кое по направленности состояние, всегда имеющее опреде¬ленный объект. Часто враждебность и агрессивность соче¬таются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
           Таким образом, агрессивные действия всегда вредонос¬ны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессо¬ра, так и от оказываемого ему сопротивления.
Агрессивные действия весьма разнообразны по форме и по причиняемому вреду. Так, мно¬гие преступления рассматриваются как проявление агрессии: посягательства на благополучней жизнь человека, например. В то же время агрессивное поведение нередко выражается в грубых, оскорбительных, насмешливых или язвительных словах. Такого рода агрессивные слова порой воспринимают¬ся далее более болезненно, чем агрессивные действия.
          Агрессивные действия выступают в качестве:
• средства достижения какой-нибудь цели;
• как способ психической развязки;
• как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения.

                 1. Проявление агрессивности в поведении подростков

         Одним из самых сложных периодов в жизни чело¬века является подростковый возраст. В этот период не толь¬ко происходит перестройка организма, но и закладываются основы сознательного поведения, вы¬рисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
          Подростковый период— это остропротекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного этапа характерны негативные проявления ребенка, переоценка системы ценностей, протестующий характер поведения отношению к взрослым.
         С другой стороны, подростковый возраст отличаете: массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, более содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.
         Между тем в психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный» и т.п. При этом до сих пор не изжито мнение, что причины кризиса — в физиологических изменениях подростков. 
          Однако исследования психологов показали, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, несомненно, оказывает свое влияние на психическое развитие ребенка, но не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а его выход на качественно новую социальную позицию, в которой
реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
          При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является след¬ствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр., а выступает, в большин¬стве случаев, лишь как ситуация замещения при неприя¬тии подростка в мир социально-значимых отношении взрослых, как ситуация совместного переживания непо¬нятности ими (3.;18)
            Современные психологи считают, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным и хвастли¬вым, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возника¬ют как социально полезные, так и социально вредные чер¬ты. В этом убеждает и практика отечественной школы. 
            А.С. Макаренко реально доказал, что даже наиболее педагогически запущенные подростки — обычные дети, «способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами» (1;438).
          К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывает особенности личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. 
Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой правильности, при нередкой лживости поступков.
          Подросток жаждет не просто внимания, но и понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. У взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка — он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегай и к агрессивным формам поведения.
        Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанна с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества. Именно такое поведение нередко рассматривается в ка¬честве наиболее убедительной модели, подтверждающей тезис о генетической природе агрессивности. При этом по¬лагают, что агрессивное, особенно недостаточно мотивиро¬ванное, поведение есть прямое проявление генетического неблагополучия индивида, пусть даже и не выраженного в хромосомной аномалии.
        Вместе с тем вопрос о развитии агрессивности, о роли, которую в ее происхождении играют биологические и соци¬альные факторы, исключительно сложен.
           Существует теория, согласно которой агрессивность — черта, присущая человеку от природы как инстинкт или потребность. Эта точка зрения прежде всего развивалась 3. Фрейдом, который связывал агрессию с прирожденным влечением к смерти, таким же властным, как и либидо. Дело представлялось так, что влечение к смерти побуждает к саморазрушению и агрессия является механизмом, благодаря которому это влечение — разрушение направляется на другие объекты, в первую очередь, на других людей. 
           Следует отметить, что теорию прирожденности агрес¬сии защищают и психологи, не стоящие на фрейдистских позициях. Согласно Лоренцу Homo sapiens как один из многих видов животного мира обладает инстинктом агрессии. В качестве примера Лоренц указывает на подрост¬ка, который при первом знакомстве со сверстником, сейчас же начинает с ним драться, поступая так же, как в аналогич¬ном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. (3; 20)
             Нередко агрессивность в открытой или замаскирован¬ной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Проявлениям агрессивности способству¬ют недостатки воспитания, осуществляемого разными инс¬титутами социализации, в т.ч. не только семьей, школой, но средствами массовой информации и др.
              Неслучайно выяснению влияния линии воспитания в семье и школе на агрессивность детей посвящено множество исследований. Так, Бандура и Уолтере, например, на основе опроса и жизненных наблюде¬ний установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им пота¬кать, то дети становятся еше агрессивней. Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивно¬стью по отношению к товарищам. Причем физические наказания за агрессивное поведение усиливают жестокость, агрессивность детей.
            Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток — это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.
            Таким образом, агрессивность в личностных характери¬стиках подростков формируется в основном как форма про¬теста против непонимания взрослых, из-за неудовлетво¬ренности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, при¬родные особенности его темперамента, например, возбуди¬мость и сила эмоций, способствующие формированию та¬ких черт характера, как вспыльчивость, раздражитель¬ность, неумение сдерживать себя.               Естественно, что в состо¬янии фрустрации подросток с подобной психической орга¬низацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и т. д. 
            Следовательно, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей подростков, внутренних и внешних ситуаций, могут возникать ситуации, в которых возникает и проявляется агрессивность.  
                      2. Причины проявления агрессивности у подростков

          Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преоб¬разований, предъявляющих к растущим людям новые требо¬вания. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизнен¬ной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у де¬тей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие по¬коления оставляют им такое наследство.             При этом у молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознан¬ного и вместе с тем растет их индивидуализация, которая иногда ведет к эгоизму. Дело в том, что подростки, больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходи¬мую ориентацию в ценностях и идеалах, — старые разруше¬ны, новые — не созданы. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что большинство взрос¬лых обычно говорят неправду, что сейчас каждый живет для себя, старается как-то извернуться, обмануть другого.
Этому способствует деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности.
             В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей, Тем более, что изменения общества в целом сопровож¬даются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья — переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует.
              В результате для многих подростков характерна нераз¬витость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью.
              Многие подростки умышленно подражают определенным манерам как кон¬кретных людей, так и тех стереотипов, которые предлага¬ются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собст¬венных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять опреде¬ленное место в референтной группе, добиться самоутверж¬дения, осознания себя человеком, которого нельзя уни¬жать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоци¬альной направленностью, где задиристость, агрессивность довольно часто рассматриваются как доказательства «бывалости», «мужественности»(3; 25)
              Отрицательный микроклимат во мно¬гих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникнове¬ние отчужденности, грубости, неприязни определенной ча¬сти подростков, стремления делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповинове¬ния, разрушительных действий.
            Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом воз¬расте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально-ценност¬ного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недо¬вольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, черствость и повышен¬ная чувствительность, развязность и застенчивость.
             Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ре¬бенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существен¬ное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя мнимые потребности и интересы растущего человека. По ме¬ре его взросления изменяется характер и особенности ви¬дения себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.
            По мнению психологов, на первой стадии подросткового периода (в 10 — 11 лет) ребенка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков, и 26% девочек дают себе полностью отрицательные харак¬теристики, отмечая преоб¬ладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности.
            Отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12 — 13 лет), обусловливаясь, в значительной мере, оценками окружающих - как взрослых, так и сверстников.
            На третьей стадии этого возраста (в 14 — 15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах.(4; 40)
           Данные, свидетельствующие о различ¬ном проявлении агрессивности подростков на разных ста¬диях подросткового возраста, таковы:
• У детей 10 — 11-летнего возраста преоб¬ладает физическая агрессивность. Причем вербальная агрессивность и негативизм, по сути, находятся на одной ступени развития. 
• У подростков же 12 — 13 лет наиболее выраженным становит¬ся негативизм (64%), отмечается рост физической, а также вербальной агрессии. 
• У 14 — 15-летних подростков на первый план выходит вербальная агрессивность (72%). 
             Для измерения уровня выраженности той или иной формы проявления агрессивности у старших школьников можно рекомендовать опросник А.Басса - А.Дарки, содержащий 75 утверждений, направленных на выявле¬ние:
1 - физической агрессии,  
2 - косвенной агрессии,  
3 - раздражения,  
4 - негативизма,  
5 - обиды,  
6 - подозрительности,  
7 - вербальной агрессии
8 - вины,  
            Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов поведения из числа привычных для него форм реагирования связан с реально действующими мотивами (2;237)
            В течение 2-х лет (2004 – 2006гг.) совместно со школьным психологом была исследована динамика агрессивности в классе, на основании данных исследования проводятся индивидуальные консультации с учащимися и родителями, проводятся беседы и классные часы.

                   3. Способы коррекции агрессивного поведения подростков
        Агрессивные подростки, при всем различии их личност¬ных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, от¬сутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустой¬чивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверст¬ников, так и против окружающих взрослых. У таких подро¬стков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повы¬шенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
            Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия прести¬жа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
Развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, ко¬торая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В процессе этой деятельно¬сти подросток осознает себя и признается окружающим как равноправный член общества, что создает оптимальные ус¬ловия для реализации его потребностей.
Необходимо при¬общение агрессивных подростков к различным видам соци¬ально признаваемой деятельности — трудовой и спортив¬ной, художественной, организаторской.
             Исходя из типологии трудных подростков, принятой в современной психологии (3; 51), применяются следующие виды деятельности:
• Подростки с педагогической запущенностью.  
Этих детей отличает бравада антисоциальными поступками. Для воздействия на эту группу подростков целесообразно опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству.
Четко выраженный характер социальной значимости выполняемых дел, организация работы в небольших кол¬лективах по 2-3 человека, где подросткам время от времени поручается руководство работой товарищей, способствует не просто приобщению этих детей к социальной дея¬тельности, но и изменению отношений к делу вообще, к себе, товарищам и взрослым.
• Подростки с социаль¬ной запущенностью. 
Эти подростки paздpaжительны, злобны, склонны к истерии. Для них важно изменить обста¬новку и стереотипные формы реагирования на нее. Подчеркнутое уважение к индивидуальным проявлени¬ям этих детей, интересам, включение их не только в испол¬нительскую, но прежде всего в организаторскую деятель¬ность, вырабатывающую умения и командовать и подчи¬няться, обеспечивают относительно быстрое вхождение подростков в систему социально значимых дел, нивелируя конфликтные отношения с окружающими.
• Подростки с крайней социальной запущенностью. 
Эти дети развязные, неуживчивые, конфлик¬тные. Их мышление инертно, ассоциации бедны, они труд¬но сходятся со сверстниками. На эту группу подростков особо воздействует ритм и напряженность социально одобряемой деятельности, вов¬лечение их в поисковые работы, которые дают возможность добудить в этих детях интерес к самоутверждению, про¬шению своего «Я», занятию уважаемого места среди сверстников.
              Подросткам помогает войти в систему социально признаваемой деятельности пробуждение интереса к жизни, положительные переживания, нахожде¬ние значимых перспектив.
            При этом, сознавая негативное отношение трудных под¬ростков к социальной деятельности, необходимо об¬лечь ее в занимательные формы. Это может быть организация «секретной» работы, т.е. работы по типу тимуровского движения, которая удовлетворяет ро¬мантические склонности подростков, их желание сохра¬нить свои поступки втайне. Например, работа по оказанию помощи инвалидам и ве¬теранам не только Великой Отечественной, но и афганской войны. Искренняя заин¬тересованность подростков к делам, связанным с помощью именно «афганцам» — молодым людям-инвалидам, может объясняться и возрастными особенностями, и известным их ореолом, и встречным отношением. 
          Включая элемент игры, названные приемы формируют у подростков и хозяйское отношение, и организационные навыки, создавая положительную установку к предстоя¬щей деятельности.
            Другой оправдавшей себя формой приобщения подростков к бытовому труду, имеющей серьезное воспитательное воздей¬ствие, являются различные конкурсы. Например, школьный конкурс красоты, когда жюри, в состав которого входят и сами дети, оценивает не только умение завязывать галстук, носить костюм, но и выправку, походку, ритм движений.
            Наибольшей четкости при воспитании подростков, от¬личающихся повышенной агрессивностью, требует органи¬зационно-общественная деятельность. Причем дело не только в том, что такие дети фактически никогда не вовле¬кались ранее в нее. Вопрос значительно сложнее: у этой категории подростков весьма своеобразное отношение к школьным активистам как к «агентуре» педагогов. Между тем именно организационно-общественная работа позво¬ляет не только развивать организаторские способности, но, главное, расширять социальные контакты, считаться не только со своей, но и с чужой точкой зрения.
          Важно так распределять орга¬низационные дела, чтобы не было «актива», а периодиче¬ски во главе каждого дела стоял и менялся свой организа¬тор, что требует включения всех детей в эту деятельность, создавая отношения взаимоподчинения, проводя каждого подростка через положение ответственного руководителя. 





                      Заключение

              Агрессивные проявления в лич¬ностных характеристиках и поведения детей обусловлены не столько биологическими, сколько социально-психологическими причинами.
              Стремление подростка к самостоятельности, к призна¬нию его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению «зоны отчуждения», психоло¬гического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. При чем физическая агрессивность постепенно затухает, уступая место агрессивности вербальной.
             Характерно, что хотя физическая агрессивность значи¬тельно в большей мере выражена у мальчиков, но у них с возрастом происходит некоторое ее снижение, в то время как у девочек, напротив, наблюдается рост данной формы агрессивности.
            Разумеется, на развитие агрессивности подростка вли¬яют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.
          Зачастую подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в агрессивных формах поведения. Агрес¬сия вызывается также и необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведе¬ния, отражающей нормы, принятые в определенных соци¬альных группах.
        Включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, от¬ношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности.



                            Список литературы

1. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст]: в 7 т. / А.С.Макаренко.- М.: издательство АПН РСФСР, 1960.- Т.1.- 567 с.
2. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / департамент образования Администрации облИИУ, КГУ / автор-составитель С.П.Зуева, В.П.Михайлов. – Кемерово, 1995. – 123 с. 
3. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 95 с.
4. Фельдштейн, Д.И. Особенности развития ребенка в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии.- 1983.- №1.- С.36-47.







 

Категория: Мои статьи | Добавил: princeps (06.08.2009)
Просмотров: 1953 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024